Итоговое сочинение в 10-м классе
Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение по литературе, являющееся допуском к ЕГЭ. Ученики 11-х классов пишут такое сочинение в декабре, также возможна пересдача в феврале и мае. В Санкт-Петербурге эту работу пишут дважды: в первый раз в конце 10-го класса, а во второй — вместе со всеми зимой 11-го класса. Безусловно, эти два экзамена несколько различаются по организации, но в целом оба сочинения проверяются по одним и тем же критериям. В этой статье мне хочется поделиться своими впечатлениями о недавно написанном сочинении, рассказать о том, как я готовился к нему, а также посоветовать произведения литературы, которые удобно использовать в качестве аргументов.
Как проходил экзамен
Сочинение мы писали 3 мая. В этот день параллели 10-х классов поставили особое расписание. По сути, все уроки были отменены, но при этом остались дополнительные занятия. Необходимо было прийти в школу к 8:45. Сочинение, в отличие от других экзаменов, пишется в той же школе. Мы зашли в аудиторию, подписали бланк по специальному образцу, и нам сказали темы сочинения. Было дано 6 тем, по 2 из каждого направления, часть из них была сформулирована в виде проблемного вопроса, часть — в виде цитаты, но, так или иначе, выбор был достаточно широкий.
Главное отличие сочинения в 10-м классе состоит в том, что в аудитории есть орфографические словари и тексты художественных произведений, которые можно было попросить в библиотеке. На сочинении в 11-м классе ни словарей, ни текстов нет.
На написание сочинения даётся 3 часа 55 минут. На самом деле, этого времени хватает на то, чтобы продумать тезис и аргументы, написать сочинение на черновик, проверить его несколько раз, переписать, и при этом время ещё останется.
Результаты
Я написал сочинение на 14 баллов из 15, один балл сняли за пунктуационную ошибку. В целом, я доволен своим результатом: он не идеален, но это оценка 5. Кроме того, мой основной страх — это подбор аргументов. Несмотря на то, что я читал произведения как отечественной литературы, так и зарубежной, я в какой-то степени боялся, что не смогу применить их в своём сочинении. На деле же у меня это получилось.
К сожалению, в этом году параллель 10-х классов написала сочинение довольно плохо: очень много троек, есть двойки, в общем, результат не самый лучший. Именно это в какой-то степени и побудило меня написать статью — хочется верить, что в последующих годах результаты будут лучше.
Подготовка
Как показала практика, подготовка к сочинению всё же нужна. Во-первых, невозможно написать эту работу без знания литературы. Так или иначе, аргументы — это основная часть работы, поэтому нужно хорошо знать содержание разных произведений. Во-вторых, сама структура сочинения требует отработки: чтобы её понимать, нужно несколько раз написать сочинение самостоятельно или с учителем.
Мы готовились к сочинению на дополнительных занятиях: разбирали клише, подбирали аргументы, наконец, писали сочинения в качестве домашнего задания. Мне кажется, что уже этого вполне достаточно, чтобы успешно сдать работу, но нужно быть честным с собой и работать. Ещё я могу посоветовать такой способ: можно разбирать сочинения, которые написаны на высокий балл, выделять из них разные формулировки, аргументы, микровыводы и прочее. Можно проанализировать и те сочинения, которые получили незачёт, чтобы не повторить те же ошибки в своей работе. Ещё одно преимущество такого подхода состоит в возможности сопоставить текст сочинения с критериями, посмотреть, на что обращают внимание эксперты.
Что читать?
Я могу посоветовать нескольких авторов, произведения которых удобно применять в своём сочинении. В целом, рекомендую читать рассказы: они небольшие по объёму, что особенно важно в условиях ограниченного времени, их легче анализировать, чем повести или романы. Можно собрать целую коллекцию аргументов из разных рассказов.
-
А. П. Чехов. В его рассказах, как правило, поднимается сразу несколько проблем, так или иначе связанных между собой. Эти произведения легко читать не только из-за небольшого объёма, но и благодаря языку автора
-
Р. Брэдбери. Этот писатель завлекает читателя сюжетом, который заставляет задуматься об актуальных проблемах общества, технологий и жизни в целом. При этом их так же легко читать
Существует целый ряд универсальных произведений, которые можно использовать в качестве аргументов для практически любого тезиса. Это и повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, и роман-эпопея “Война и мир” Л. Н. Толстого, и роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, и многие другие великие произведения русской литературы. Уверен, каждый найдёт среди них одно или несколько, что не только станут аргументами для одной работы, но и помогут ответить на сложные нравственные вопросы.
Советы
-
Перед тем, как писать сочинение, составьте план. Кратко напишите тезис, микровыводы аргументов и вывод. Таким образом, подбор аргументов станет более простой задачей.
-
При проверке сочинения на орфографию читайте текст задом наперёд. Это позволит не отвлекаться на содержание и сосредоточиться на поиске ошибок.
-
Не торопитесь. Как я ранее говорил, времени хватает на всё, в том числе и на проверку. Но это не значит, что можно медленно работать и расслабиться. Пишите в своём темпе, и тогда всё получится.